В искусстве искренность — синоним одаренности.
Работа с одаренными детьми в студии «Машенькина мастерская»
В искусстве искренность — синоним одаренности.
Одарённость– это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Цель:
- Развитие творческих способностей ребенка посредством формирования познавательного интереса к национальной культуре, быту, традициям русского народа;
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
- создание условий для развития творческой личности;
- развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).
Задачи:
- Развитие и совершенствование знаний, умений, навыков по декоративно-прикладному творчеству.
- Формирование умений грамотного и свободного владения знаниями истоков русского народного творчества, культурных традиций и быта.
- Ознакомление учащихся с различными видами декоративно-прикладного искусства, народными промыслами и ремеслами.
- Создание условий развития одаренного ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах его обучения и развития.
- Развитие социально активной личности ребенка, его самостоятельности, культуры общения.
- Воспитание уважения к истокам русского народного творчества, культурным традициям и быту.
- Воспитание эмоционально-позитивного отношения к труду.
Важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь, поэтому работая с одаренными детьми в студии «Машенькина мастерская» главенствующая роль отводится изучению русской культуры. Духовное, нравственное, национальное возрождение России можно осуществить также через образование, воспитание, культуру. Знание истории дает возможность научить ребенка ориентироваться в культурном многообразии. Чтобы принять другие народы и культуры, надо научиться уважать себя, свою культуру, быть уверенным в ее ценностном значении, не уничтожать другое, не стремиться переделывать все на свой лад, а уважать в другом присущее ему право быть самим собой, научиться не страдать от этого различия, а осознавать, что оно не несет угрозы твоей индивидуальности.
Проблема модернизации художественно-эстетического образования в современном мире остается одной из актуальных. В период возрастания социальной роли личности, как носителя национальных традиций русской культуры, при ограниченном времени на изучение устного народного творчества и древнерусской культуры, важной задачей становится повышение эффективности образования. Студия «Машенькина мастерская» решает эту задачу исходя из характера устного народного творчества и древнерусской культуры, сохранив связи с историей, литературой, изобразительным искусством, художественным трудом, искусством слова и музыки. Проводится исследовательская работа, созданы коллекции стилизованных русских костюмов, наряды в народном стиле из павловопосадских платков, современные коллекции из платков: детская, молодежная, демисезонная, вечерняя, 3Д, бохо стиль. Воспитанники с удовольствием и достоинством представляют наряды в русском стиле, из платков на районных, городских, всероссийских и международных фестивалях. Костюм стал нашей визитной карточкой, символом малой Родины.
Внедрение в учебный процесс современных моделей учебной деятельности, использующих новые образовательные технологии развивающего обучения и воспитания, здоровьесберегающие технологии, ориентированные на творческое развитие личности: метод проектов, технологии разноуровневого обучения, проблемное обучение, технологию мастерских т.д. Создание творческой среды для развития одаренных детей, развитие самостоятельности через организацию самоуправления и воспитания лидерских качеств у одаренных детей, формирование устойчивой потребности к научной и исследовательской деятельности.
Все это способствует воспитанникам реализовать себя и достичь высоких результатов.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной — то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей — то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной.
Одаренность общая – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одарённость является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.
Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.
Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно.
Разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.
На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он не должен стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Хорошо способствует такому развитию участие в благотворительных акциях, мастер-классах, шефская работа, создание коллективных работ. Мощным толчком для роста и развития является участие в выставках и фестивалях, стремление создать новое, грандиозное, не повторить себя, не подражать другим, а из всего многообразия выбрать свое направление, выработать свой стиль.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Выделяем четыре основных подхода индивидуального развития ребенка:
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он применятся с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
Углубление. Данный подход считается эффективным по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.
Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения - с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Обогащенная программа способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации.
Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития ребенка. Специфика обучения в этом случае состоит: в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой раздел мы включаем как компонент в обогащенные программы.
Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.
Необходимо учитывать неповторимость каждого индивида и постепенно отказываться от унификации личности в сфере образования. Невозможно воспитание и обучение будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознаётся и заставляет искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче.
Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решить одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Следующим шагом инновационной деятельности стал – мониторинг одарённости обучающихся.
Мониторинг— непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.
Работа по выявлению одарённых детей включала в себя следующие этапы:
- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих
возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
Психолого-педагогический мониторинг:
- наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка;
- экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, творческих работ и др.
Художественные способности отслеживаем по следующим факторам:
- проявление большого интерес к визуальной информации;
- увлечение произведениями искусства, умение ими любоваться и способность, в мельчайших деталях, запоминать увиденное;
- максимальное провождение времени за различными видами творчества, с помощью работ выражение своих эмоций и чувств;
- проявление опережающую возраст умелость;
- умение видеть прекрасное и необыкновенное рядом;
- экспериментирование с использованием, не только, традиционных материалов и умение создавать из них оригинальные произведения;
- желание создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;
- отличие работ отменной композицией, конструкцией и цветом, оригинальностью и отмечеными печатью индивидуальности.
Творческая одарённость:
- чрезвычайно любознательность в самых различных областях, постоянно волнует вопросы о чём-либо и обо всём;
- выдвижение большого количество различных идей или решений проблем, часто предлагаются необычные, нестандартные, оригинальные ответы;
- предпочтение заданий, связанных с «игрой» ума, фантазирует, обладание развитым воображением;
- использование новых версий и идей;
- желание изменить правила и объекты;
- обладание тонким чувством юмора и умение видеть смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим;
- осознание своей импульсивность и принятия этого в себе, проявление эмоциональной чувствительности;
- обладание чувством прекрасного, эстетическим и художественным вкусом;
- способность отстаивать собственное мнение;
- склонность не полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Важная роль отводится индивидуальной оценке познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка, через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую.
Проведение проблемных занятий с одарёнными детьми:
- использование тренинговых методов;
- использование предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребёнку максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
- анализ реальных достижений ребёнка.
Прогнозирование участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (фестивали, выставки, конкурсы, мастер-классы по декоративно-прикладному и художественному творчеству.
Созданы и пополняются портфолио одарённых детей.
Мониторинг показал, что за время реализации программы «Одарённые дети» студии «Машенькина мастерская» в мероприятиях различного уровня приняло участие 100% одарённых детей. Из них заняли призовые места в мероприятиях международного уровня 100% одарённых детей.
.
Одаренный ребенок– это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда, выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграмм