В искусстве искренность — синоним одаренности.

Работа с одаренными детьми в студии «Машенькина мастерская»

В искусстве искренность — синоним одаренности.

Одарённость– это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  

Цель:
 - Развитие творческих способностей ребенка посредством формирования познавательного интереса к национальной культуре, быту, традициям русского народа;

- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

- создание условий для развития творческой личности;

- развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).

Задачи:
 - Развитие и совершенствование знаний, умений, навыков по декоративно-прикладному творчеству.

- Формирование умений грамотного и свободного владения знаниями истоков русского народного творчества, культурных традиций и быта.

- Ознакомление учащихся с различными видами декоративно-прикладного искусства, народными промыслами и ремеслами.

 - Создание условий развития одаренного ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах его обучения и развития.

- Развитие социально активной личности ребенка, его самостоятельности, культуры общения.

- Воспитание уважения к истокам русского народного творчества, культурным традициям и быту.

- Воспитание эмоционально-позитивного отношения к труду.

Важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь, поэтому работая с одаренными детьми в студии «Машенькина мастерская» главенствующая роль отводится изучению русской культуры.  Духовное, нравственное, национальное возрождение России можно осуществить также через образование, воспитание, культуру. Знание истории дает возможность научить ребенка ориентироваться в культурном многообразии.  Чтобы принять другие народы и культуры, надо научиться уважать себя, свою культуру, быть уверенным в ее ценностном значении, не уничтожать другое, не стремиться переделывать все на свой лад, а уважать в другом присущее ему право быть самим собой, научиться не страдать от этого различия, а осознавать, что оно не несет угрозы твоей индивидуальности.

Проблема модернизации художественно-эстетического образования в современном мире остается одной из актуальных. В период возрастания социальной роли личности, как носителя национальных традиций русской культуры, при ограниченном времени на изучение устного народного творчества и древнерусской культуры, важной задачей становится повышение эффективности образования. Студия «Машенькина мастерская» решает эту задачу исходя из характера устного народного творчества и древнерусской культуры, сохранив связи с историей, литературой, изобразительным искусством, художественным трудом, искусством слова и музыки. Проводится исследовательская работа, созданы коллекции стилизованных русских костюмов, наряды в народном стиле из павловопосадских платков, современные коллекции из платков:  детская, молодежная, демисезонная, вечерняя, 3Д, бохо стиль. Воспитанники с удовольствием и достоинством представляют наряды в русском стиле, из платков на районных, городских, всероссийских и международных фестивалях. Костюм стал нашей визитной карточкой, символом малой Родины.

Внедрение в учебный процесс современных моделей учебной деятельности, использующих новые образовательные технологии развивающего обучения и воспитания, здоровьесберегающие технологии, ориентированные на творческое развитие личности: метод проектов, технологии разноуровневого обучения, проблемное обучение, технологию мастерских т.д. Создание творческой среды для развития одаренных детей,  развитие самостоятельности через организацию самоуправления и воспитания лидерских качеств у одаренных детей, формирование устойчивой потребности к научной и исследовательской деятельности.

Все это способствует воспитанникам реализовать себя и достичь высоких результатов.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной — то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей — то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной.

Одаренность общая – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одарённость является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.

Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно.

Разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.

На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он не должен стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Хорошо способствует такому развитию участие в благотворительных акциях, мастер-классах, шефская работа, создание коллективных работ. Мощным толчком для роста и развития является участие в выставках и фестивалях, стремление создать новое, грандиозное, не повторить себя, не подражать другим, а из всего многообразия выбрать свое направление, выработать свой стиль.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Выделяем четыре основных подхода индивидуального развития ребенка:

Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он применятся с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

Углубление. Данный подход считается эффективным по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.

Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения - с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Обогащенная программа способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации.

Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития ребенка. Специфика обучения в этом случае состоит:  в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой раздел мы включаем как компонент в обогащенные программы.

    Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.

Необходимо учитывать неповторимость каждого индивида и постепенно отказываться от унификации личности в сфере образования. Невозможно воспитание и обучение будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознаётся и заставляет искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности  позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решить одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Следующим шагом инновационной деятельности стал – мониторинг одарённости обучающихся.

Мониторинг— непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.

 Работа по выявлению  одарённых детей  включала в себя следующие этапы:

- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;

- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих

возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;

Психолого-педагогический мониторинг:

- наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка;

- экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, творческих работ и др.

Художественные способности отслеживаем по следующим факторам:

- проявление большого интерес к визуальной информации;

- увлечение произведениями искусства, умение ими любоваться и способность, в мельчайших деталях, запоминать увиденное;

- максимальное провождение времени за различными видами творчества, с помощью работ выражение своих эмоций и чувств;

- проявление опережающую возраст умелость;

- умение видеть прекрасное и необыкновенное рядом;

- экспериментирование с использованием, не только, традиционных материалов и умение создавать из них оригинальные произведения;

- желание создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;

- отличие работ отменной композицией, конструкцией и цветом, оригинальностью и отмечеными печатью индивидуальности.

Творческая одарённость:

- чрезвычайно любознательность в самых различных областях, постоянно волнует вопросы о чём-либо и обо всём;

- выдвижение большого количество различных идей или решений проблем, часто предлагаются необычные, нестандартные, оригинальные ответы;

- предпочтение заданий, связанных с «игрой» ума, фантазирует, обладание развитым воображением;

- использование новых версий и идей;

- желание изменить правила и объекты;

- обладание тонким чувством юмора и умение видеть смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим;

- осознание своей импульсивность и принятия этого в себе, проявление эмоциональной чувствительности;

- обладание чувством прекрасного, эстетическим и художественным вкусом;

- способность отстаивать собственное мнение;

- склонность не полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Важная роль отводится индивидуальной оценке познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка, через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую.

Проведение проблемных занятий с одарёнными детьми:

- использование тренинговых методов;

- использование предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребёнку максимум самостоятельности в овладении и  развитии деятельности;

- анализ реальных достижений ребёнка.

Прогнозирование участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (фестивали, выставки, конкурсы, мастер-классы по декоративно-прикладному и художественному творчеству.

Созданы и пополняются портфолио одарённых детей.

Мониторинг показал, что за время реализации программы «Одарённые дети» студии «Машенькина мастерская» в мероприятиях различного уровня приняло участие 100% одарённых детей. Из них заняли призовые места в мероприятиях международного уровня  100% одарённых детей.

.

Одаренный ребенок– это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда, выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

Всероссийский конкурс "В гостях у сказки" 11.01.2018

Поздравляем победителей, воспитанников студии "Машенькина мастерская", Всероссийского конкурса "В гостях у сказки" 11.01.2018

Международный конкурс "Зимняя метелица" 22.12.2017

Поздравляем победителей, воспитанников студии "Машенькина мастерская", Международного конкурса "Зимняя метелица" 22.12.2017

"12 Всероссийский конкурс "Российские таланты" 21.12.2017

"12 Всероссийский конкурс "Российские таланты" 21.12.2017

Поздравляем победителей, воспитанников студии "Машенькина мастерская"

IX Международный телевизионный фестиваль-конкурс «Созвездие талантов - 2017» 7 – 10 декабря 2017 года, г.Чебоксары

Поздравляем воспитанников студии "Машенькина мастерская", победителей IX Международного телевизионного фестиваля-конкурса «Созвездие талантов - 2017» 7 – 10 декабря 2017 года, г.Чебоксары !

ХI МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА-ФЕСТИВАЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА "ВОСТОЧНАЯ СКАЗКА" 30 ноября – 3 декабря 2017г., Казань

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВОСПИТАННИКОВ СТУДИИ "МАШЕНЬКИНА МАСТЕРСКАЯ" БАКАНОВУ ЕЛИЗАВЕТУ С ПОБЕДОЙ НА ХI МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ-ФЕСТИВАЛЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА "ВОСТОЧНАЯ СКАЗКА" 30 ноября – 3 декабря 2017г., Казань. МОЛОДЕЦ! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!